Дата рождения:
19/12/1945
Страна:
Франция
Профессия:
автор-исполнитель
Начал карьеру как журналист. Работал в молодежных изданиях, вел рубрику, посвященную року. Нередко ездил в Лондон, признанную столицу ритм-музыки. Там познакомился с Эриком Клэптоном. Тот услышал, как француз играет на гитаре, и пригласил его выступать в английских клубах. Другими словами, у Капдевьелля была хорошая рок-школа. И тем не менее он не торопился выступать соло. Уехал на Балеарские острова, работал там художником. Как-то сделал проект собственной будущей пластинки. Песни же для нее родились сами собой. Они были почему-то в стиле рэгги. Неудивительно, что критика назвала Капдевьелля «белым рэгги». Впрочем, увлечение карибской музыкой продолжалось недолго. Жан-Патрик принадлежит к той породе людей, которые не могут заниматься чем-то одним. В 1979 году подписывает контракт с фирмой CBS. Выпускает альбом «Дети сумерек и ангелы улиц» - вполне в стиле Капдевьелля. Главной композицией альбома становится песня «Когда ты в пустыне». Она не просто хит сезона, она - гимн целого поколения, недовольного политикой властей. «Когда блуждаешь один в пустыне, перестаешь верить властям и профсоюзам, близким людям и чужим. И никакие миражи не собьют тебя с выбранного тобою пути». Радиостанция «Европа 1» берется за раскрутку автора-исполнителя с неразлучной электрогитарой. Весной 1980 года Жан-Патрик выступает в «Олимпии». Потом ему покоряется парижский Дворец спорта, и еще раз - «Олимпия». Ведет развлекательную передачу по третьему каналу парижского телевидения на протяжении нескольких лет. Много работает, отходит от своего раннего, сочного, шумового рока в сторону более мелодичных композиций. В 1993 году происходит непонятное. Капдевьелль совершенно исчезает с небосклона французской эстрады. Превращается в воспоминание. Оказывается, он пробует себя в новом амплуа. Снимается в сериале «Загадка песков», создает со своим другом Пако Рабанном, знаменитым кутюрье, продюсерскую фирму. Я же познакомился с Жаном-Патриком Капдевьеллем при весьма своеобразных обстоятельствах. В конце 90-х знаменитый бельгийский автор-исполнитель Сальваторе Адамо порекомендовал мне обратить внимание на первый диск молодой певицы, только что вышедший в Париже. Я попал на презентацию диска узкому кругу журналистов, которую фирма записи EMI проводила в роскошном особняке на бульваре Осман. Только что загоревшейся звездочкой была Эмма Шаплен. Рядом со мной оказался рослый, подтянутый месье в ярком пиджаке и потертых джинсах. «Она станет звездой», -вырвалось у меня. Мой сосед вскинулся, словно я обидел его. «Она уже звезда!» Мы познакомились, это был Жан-Патрик Капдевьелль. Позднее из газет я узнал, что он-то и был Пигмалионом Эммы. Потом мы встретились с Капдевьеллем еще раз. Он рассказал мне, что давно искал необычную мелодику для своих песен. Когда же услышал сопрано восемнадцатилетней Шаплен, понял, что нашел свою героиню - юную, романтичную, не похожую на современных девушек. Впрочем, он сразу решил, что петь Эмма должна не по-французски. Вспомнил о Данте и Петрарке и решил в лучших традициях Толкиена записать диск на неживом языке. Так и вышло. Сочинил мелодии в духе Беллини и Доницетти, написал слова на французском, которые на близкий к провансальскому языку XIII века переложил знаток языков Средневековья. Эксперимент удался с лихвой. Диск «Кармине мео», что означает «Моя песня», разошелся в 40 странах в количестве двух с половиной миллионов экземпляров. На том же итало-провансальском (условно!) языке создал оперу «Легенда Атлантиды», в которой были заняты такие оперные знаменитости, как Кьяра Дзефирелли, Елена Кожокару, Жад Лаура д’Анжелис. Впрочем, фантазийная опера про атлантов не стала сенсацией. И тогда Капдевьелль, которого острые на язык парижские журналисты поспешили окрестить «дрессировщиком сопрано», решил вернуться на круги своя. Он написал 11 песен для Давида Халлидэ, сына неувядаемого Джонни. Сделал собственный диск «Еретик № 13». «Рок-н-ролл еще не умер», - утверждает Капдевьелль. И готовит новый альбом. 

Автор статьи - Кирилл Привалов