«Мы будем любить друг друга так, что поднимемся к солнцу и опалим себе крылья. Мы будем любить друг друга так, что я наконец узнаю твое лицо». У Жильбера Монтанье много песен построено на этом тактильном, сенсорном эффекте: я дотронусь до тебя, открою твои глаза. Самобытный мастер французской песни - слепой от рождения. Незрячий, как он предпочитает говорить. Родился в многодетной парижской семье, был четвертым ребенком. Когда мальчику исполнилось 5 лет, отец, строитель по профессии, отдал его в специальную школу-интернат для незрячих детей в Сен-Манде, буржуазном пригороде столицы Франции. Главным предметом в школе была музыка. Ею дети занимались по 5 часов в день. Маленький Монтанье делал это легко, с радостью! Неудивительно, что к 18 годам Жильбер уже получил превосходное музыкальное образование. Классическое. А вот джазовые и роковые композиции он осваивал самостоятельно, тайком от строгих преподавателей. Не по возрасту уверенный в себе, Монтанье принимает решение записать первую минипластинку. Юному музыканту помогает известный поэт-песенник Пьер Деланоэ. Сорокопятка носит весьма символическое название: «Когда закрываешь глаза». Дебют терпит фиаско. Композиции Монтанье -страстного, мощного на клавишных - примитивны. Публика не проявляет ни малейшей снисходительности. Он и сам понимает, что ему предстоит много работать, искать себя. Уезжает к сестре, которая преподает французский язык в Америке. В Нью-Йорке и Флориде Жильбер играет в барах и пиано-клубах, желая только одного - встретить Стиви Уондера, своего кумира -слепого, чернокожего музыканта, одного из богов американского рока. Мечта сбывается. Стиви Уондер рекомендует молодому коллеге искать собственный стиль и не изменять себе. Тогда-то Жильбер и пишет песню «Шут». Ею он, позрослевший, начинает свою большую карьеру. Композиция стала хитом номер один в 12 странах. Монтанье вначале приняли во Франции как американского певца, но замешательство длилось недолго. «Шута» услышал Сальваторе Адамо, бережный садовник новых талантов. Адамо позвонил Монтанье в Штаты. Поздравил молодого коллегу с успехом и посоветовал вернуться в старушку Европу. Монтанье возвращается во Францию. Впрочем, одно дело - взлететь с единственной песней на гребень успеха, другое - закрепить этот успех. Монтанье записывает для французской публики целый диск с новинками, открывающийся песней «Свобода». Диск становится Золотым, только во Франции альбом выходит почти полумиллионным тиражом. Жильберу 20 лет, но в его копилке композиции, написанные для «Би Джис» и Джо Кокера. Жильбер работает над музыкой для фильмов, и вскоре его приглашает Жюльен Клер в первую часть концерта в «Олимпии». Это уже настоящий успех! Налаживается и личная жизнь Монтанье. Он женат, у него двое детей. Поражает, с какой бьющей через край радостью Жильбер живет на сцене. Маленький, в больших черных очках, он не просто поет, запрокинув голову назад. Срастается с роялем всем телом. На лице его не то улыбка, не то гримаса боли. Однажды журналисты спросили у музыканта, что общего у него с Рэем Чарльзом. Жильбер ответил в свойственной ему манере, неожиданно: "У нас общий цвет кожи". "Я играю на струне, натянутой между нежностью и отчаянием», - как-то скажет о себе он сам. Концерты проходят на одном дыхании. Как человек может вытерпеть такое напряжение, непонятно. Жильбер много гастролирует, он то в Монреале, то в Марокко, то в Гонконге. Жена-канадка Морин Бирн не выдерживает кочевой жизни и уходит. В поезде, везущем его из Парижа в Брюссель на концерт, Жильбер пишет песню "Отец-одиночка", одну из наиболее щемящих сердце композиций. Вскоре встречает Николь Рашель, рыжеволосую молодую женщину, которая и по сей день выводит его к роялю. Слепой музыкант пишет дивную песню "Без нее", которая, естественно, посвящается Николь: "Она умеет уговаривать тишину и ураганы, и я, ранее живший только по привычке, пою лишь для нее. Я сочиняю ее, мою любовь, и мне кажется, что у нее глаза небесного цвета". Однако любовная лирика не отрывает певца от дел насущных. Он активный спонсор всевозможных организаций для слабовидящих. Борется за использование азбуки Брайля в отделениях банков и в супермаркетах, за введение звуковых сигналов в банкоматах. В 2007 году я видел Жильбера на площади Согласия в Париже, на концерте, посвященном победе на президентских выборах его друга Николя Саркози. Монтанье пел тогда самую известную свою песню. Композиция - нервная, страстная, по восходящей - называется "Блюз для тебя". Артист словно взмывает ввысь. "Кусок ваты, пропитанный спиртом, жжет мою кожу. Это возвращает меня к жизни, и я понимаю: все, что бы я ни делал, это блюз, посвященный тебе".
Автор статьи - Кирилл Привалов