Искренний поэт и прекрасный мелодист. Написал огромное количество песен, многие из которых стали народными. Началось все, как нередко бывает в мире варьете, с обыкновенной гитары, случайно купленной в придорожной лавке.Впрочем, сам поэт рассказывает обо всем в песне «Разговор с самим собой»: «Может, я и выгляжу в ваших глазах идиотом, но моя гитара, приобретенная на испанском курорте, сделала меня профессиональным артистом. Меня не показывают по телевидению, и мне не надо быть марионеткой шоу-бизнеса. К счастью, я не один. Но нас, поэтов, защищающих французскую песню, не так много. И пусть не все из нас французы, многие родились в Египте и в России, в Польше и в Англии, мы стоим многого. Не будучи чванливыми и амбициозными, мы стали при жизни мифами». Жорж Шелон хотел работать журналистом, поступил в Высшую школу политических наук, с успехом закончил ее. Но принялся писать песни на собственную музыку. В 1964 году фирма грамзаписи «Пате Маркони» совместно с Радио Монте-Карло проводила конкурс в стиле «Алло, мы ищем таланты!» Жорж Шелон получил право записать 2 песни на маленькую пластинку. Впрочем, парень по-прежнему хотел работать в редакции газеты или на радио, но то, что произошло потом, заставило его пересмотреть планы на жизнь. За первый мини-диск Шелон был награжден музыкальной премией на песенном фестивале в Ренне. Он получил столько килограммов апельсинов, сколько весил сам. Ну, это, конечно, не более чем жизненный анекдот, однако после него началась карьера самобытного автора-исполнителя. «Когда нам продавали этот дом, нам говорили: «У вас будет прекрасное любовное гнездышко!» Когда же мы въехали в него, мы обнаружили, что вода течет нам с потолка прямо на голову. Впрочем, в этом доме и впрямь много зелени, только она больше похожа на плесень. Выяснилось, что с предпоследней войны здесь никто не жил и что за кучу денег мы купили груду камней... Но какое же это все-таки прекрасное любовное гнездышко!» Звуки ремонта обрываются шумом падающей стенки... Песни Шелона это зарисовки из повседневной жизни. Стихи просты и доходчивы, музыка легко запоминается. Искренность слов и интонации не могли не подкупать. Некоторые автобиографичные песни, - скажем, «Блудный отец», -очень быстро становятся популярными. Шелон издает первый альбом, который неожиданно для всех, включая самого автора-исполнителя, получает Гран-при Академии песни Шарля Кро. Жоржа приглашают выступать в первой части концертов таких авторитетов шансон той поры, как Ален Баррьер и Сальваторе Адамо. На парижском дворе середина 60-х. Романтические баллады Шелона не укладываются в нервное настроение эпохи «йе-йе». Но у марсельца есть своя публика. Это студенты. Сорбонна, Нантер, Гренобль в восторге. Действительно, вечный юноша с дымкой во взгляде и с жесткой линией губ не может не завораживать. За ним на долгие годы закрепляется ярлык «певца первой любви». На самом деле он гораздо серьезнее, чем его представляют: «Неужто для того, чтобы я был таким, как Иисус, моей матери нужно было пойти на адюльтер с незнакомцем? Неужто для того, чтобы сделаться святым, надо страдать и быть униженным? Неужто для того, чтобы обрести известность, необходимо жить всю жизнь без женщины, не иметь детей и быть распятым в 33 года? Нет, я предпочитаю знать в лицо моих родителей, грешить без конца и при этом пользоваться пощадой народа. Пусть моей смерти никто не заметит, зато имя мое тоже запомнят. Меня зовут Варрава. Я - разбойник». Вряд ли Жорж Шелон знал, что эта песня о библейских страданиях станет для него по-своему автобиографичной. Его награждают высокими призами музыкального сообщества, но игнорируют в мире шоу-бизнеса. Он выступает в «Олимпии», в «Бобино», других престижнейших храмах шансон, но не выступает ни на телевидении, ни на радио. Шелон много работает. Адаптирует на французский песни англо-канадца Леонарда Коэна. Кладет на музыку бессмертные «Цветы зла» Бодлера, записанные в 7 альбомах. Пишет романы. Воспитывает троих детей и посвящает им цикл детских песен. Он живет полной жизнью, обожаемый верной публикой и игнорируемый официозом шансон.
Лишь изредка вспоминает прошлое и выступает в Париже, Гренобле и, конечно, в Брюсселе, городе его кумира Жака Бреля. Жорж Шелон остается неисправимым романтиком. Да будет так!
Автор статьи - Кирилл Привалов